MENU
Главная » Статьи » Задания для обучающихся

Задания муниципального этапа олимпиады по истории

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,  НАУКИ  И МОЛОДЕЖИ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ЗАДАНИЯ II муниципального ЭТАПА  УЧЕНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ

Дата проведения: 06.11.2016 г.                                                                     Всего: 60 баллов

Время выполнения: 2 часа

8 клас

Задание №1.  Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 10 баллов.

 

1. Инф...нт...рия, фура...

2. Конс...рв...тизм,  л...б...рализм,  р...дикалы

3. Инт...ндант, асс...гнации

Задание №2.   Согласны ли вы с утверждениями (да, нет)? За каждую верно названную позицию 1 балл. Всего –5 баллов.

 

1. Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев, Г.Р.Державин были современниками Екатерины II.

2. «Вольное экономическое общество» занималось разработкой отмены крепостного права.

3. Реформы М.М.Сперанского не затрагивали основ феодально-самодержавного строя.

4. В России промышленный переворот начался в 30-ые гг. XIX века.

5. Согласно программе Н.М.Муравьёва, Россия должна была стать республикой.

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №3.   Установите соответствие между направлениями преобразований эпохи Петра I и их важнейшими содержательными элементами. Некоторые названные содержательные элементы преобразований могут одновременно быть отнесены к двум направлениям.( За каждую верно названную позицию  1 балл. Всего – 15 баллов).

 

1. Кунсткамера. 2. Таможенный тариф 1724 г. 3. Рекрутская система. 4. Ассамблеи. 5. Паспортная система. 6. Сенат. 7. Посессионные крестьяне. 8. Синод. 9. Губернии. 10. Подушная подать. 11. Коллегии. 12. «Ведомости». 13. Указ о единонаследии. 14. Первая биржа в России (1703 г.)

Военная

реформа

 

Преобразования

в области

культуры и быта

 

Экономические

преобразования

 

Социальные

преобразования

 

Церковная

реформа

 

Государственные,

административные

реформы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №4.    Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. (что объединяет-1 балл, указание лишнего элемента – 1 балл, всего 4 балла)

1. Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий, Симеон Полоцкий

2. 1686‒1700, 1735‒1739, 1756‒1762, 1768‒1774

 

Задание №5.     Расположите в хронологической последовательности перечисленные события:( 4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой)

А) начало правления последнего царя из династии Рюриковичей

Б) начало двоецарствия Петра I и Ивана V

В) начало правления династии Стюартов в Англии

Г) начало Великой Французской революции

Д) созыв Второго Народного ополчения

Е) начало Реформации в Германии

 

Задание №6.  Укажите неверные утверждения. (10 баллов)

1.

Сбор дани при первых русских князьях назывался вирой

2.

В Киевской Руси человека взявшего в долг деньги называли смердом

3.

“Правда Ярославичей” отменила кровную месть

4.

Дмитрий Донской и русское войско переправились через Волгу, чтобы встретить монгол на Куликовом поле

5.

Титул “Государь всея Руси” принял Иван III

6.

В “заповедные лета” запрещался переход крестьян даже в Юрьев день

7.

Иван Болотников был казнен по приказу Алексея Михайловича

8.

Подушную подать платило все население России

9.

После смерти Ивана Грозного начался период “дворцовых переворотов”

10.

Князь Ярослав Мудрый начал борьбу с Орденом Меченосцев;

 

Задание №7.  Ниже указаны две точки зрения на наличие государства в Древней Руси. Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения. (12 баллов)

1) Древнюю Русь X—начала XII вв. можно назвать централизованным государством.

2) Древнюю Русь X—начала XII вв. нельзя назвать централизованным государством.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,  НАУКИ  И МОЛОДЕЖИ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ЗАДАНИЯ II муниципального ЭТАПА  УЧЕНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ

Дата проведения: 06.11.2016 г.                                                                           Всего: 80 баллов

Время выполнения: 3 часа

9 класс

Задание №1. 

 Ниже приведен ряд понятий. По какому принципу сформирован ряд? Какое понятие является лишним? ( Правильно определен принцип -1балл; Лишнее понятие -2 балла; Всего-9 баллов)

А) Бесермен, баскак, ясак, ярлык, пайдза.

Б) Указ о «вольных хлебопашцах», Реформа Киселева, Указ «Об обязанных крестьянах», Инвентарная реформа, Реформа Канкрина.

В) Партия народной свободы, Союз 17 октября, Союз борьбы за освобождение рабочего класса, Союз Михаила Архангела, Партия социалистов-революционеров

 

Задание №2. 

Соотнесите события всемирной и отечественной истории (в пределах четверти века). Свой ответ оформите в виде таблицы  [5 баллов].

1. Взятие Константинополя                                          А. Присоединение к Московскому

                                                                                                государству Рязани

2. Начало Столетней войны                                          Б. Смерть Дмитрия Шемяки

3. Кругосветная экспедиция Магеллана                       В. Правление Изяслава Ярославича 

4. Битва при Гастингсе                                                  Г. Начало правления Семёна Гордого

5. Первый крестовый поход                                          Д. Любечский съезд

6. Завоевание Чингисханом Китая

Событие всемирной истории

1

2

3

4

5

6

Событие отечественной истории

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №3. 

Перед Вами описания событий Северной войны. Ваша задача – назвать каждое из описанных событий, дать его датировку (с точностью до года). Оформите ответ в виде таблицы [10 баллов].

А. «Свейская армия, совершенно не имея артиллерии, атаковала полки наши с превеликую дерзостью. Однако пехота наша, встретив дружным залпом неприятеля, его опрокинула совершенно… К вечеру конфуз у свейского короля случился великий: первый министр, 5 генералов и великое множество воинов его в плен попали, сам же Карл XII бежал в пределы Османской державы…»

 

Б. «Корпус Левенгаупта, шедший на поддержку армии короля, был остановлен российскими войсками  и совершенно разбит. Два дня шведы пытались сопротивляться, но вынуждены были, бросив свои многочисленные обозы, бежать с поля боя в малом числе …»

 

В. «Государь придумал устроить переволоку… Сей хитростью он отвлёк внимание шведов, стерегших его. В безветренную погоду, когда шведы не могли использовать свои  линейные корабли, эскадра Петра и Апраксина взяла на абордаж шведский фрегат «Элефант» и сопровождавшие его гребные суда…»

 

Г. «Позиции российских войск были засыпаны снегом. Толпы солдат скопились у переправ и лишь Семеновский и Преображенский полки, стоя по колено в крови, сдерживали натиск грозных шведов короля Карла XII. Поражение было серьезным – российские войска потеряли всю артиллерию, а командующий герцог де Кроа со своим штабом сдался неприятелю в первые часы сражения…»

 

Д. «Радостным салютом разнеслось в Санкт-Петербурге известие о заключении… Ингерманландия, Эстляндия, Лифляндия отходили к России. Взамен Россия возвращала Финляндию и выплачивала 2 млн. рублей Швеции…»

Отрывок (буква)

Событие

Датировка

А

 

 

Б

 

 

В

 

 

Г

 

 

Д

 

 

Задание №4. 

Изучите представленный ниже документ и ответьте на вопросы к нему [4 баллов].

«И услышал король полуночной части римской страны о таком мужестве князя … и подумал про себя: «Пойду и пленю землю …». И собрал король силу великую, наполнил множество кораблей полками своими и двинулся в силе тяжкой, дыша духом ратным. И когда он пришел в Неву, шатаясь от безумия, послал он, загордившись, послов своих к князю …, говоря:

- Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне?

  … же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и пал на колени перед алтарем, и начал молиться со слезами:

- Боже великий и крепкий, основавший землю, и положивший пределы народам, и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне!

Окончив молитву, … встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, утер слезы и начал крепить дружину свою, говоря:

- Не в силе Бог, но в правде.

И пошел на врагов с малой дружиной, не дожидаясь, когда соберется вся сила его, но уповая на Святую Троицу и крепко веря в помощь святых мучеников Бориса и Глеба.

Был некий муж, старейшина в земле Ижорской, по имени Пелгусий. Ему была поручена ночная стража морская  <…> Увидел он силу ратную, идущую против …, и решил рассказать князю о станах их. Стоял он у края моря и следил за их путем в бдении. И когда начало всходить солнце, услышал он шум страшный на море и увидел насад, плывущий по морю. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червлёных, положив руки друг другу на плечи. Гребцы же сидели, словно одетые мглою. Сказал Борис:

- Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю…»

 

1. Дайте датировку событий, описанных выше ( с точностью до года)  _________________

______________________________________________________________________(1 балл)

2. Из какой страны прибыли силы неприятеля? Какие цели ставили перед собой воины из «полуночной страны римской»? _________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балла)

3. Каким сражением закончились представленные выше события? Какой русский князь отличился в этом сражении? ____________________________________________________

_______________________________________________________________________(1 балл)

4. Почему такое большое значение уделялось поддержке Бориса и Глеба деятельности названного Вами князя? __________________________________________________________

______________________________________________________________________(1 балл)

 

Задание №5. 

Верно или неверно? Номера верных суждений занесите в левый столбик, неверных – в правый  [8 баллов]. 

1. В начале правления Петра I столица России была на несколько лет перенесена в Азов

2. Учрежденные коллегии были размещены Петром I в Санкт-Петербурге

3. В правление Анны Леопольдовны столица Российской империи была перенесена в Москву

4. Первый императорский дворец был построен в Санкт-Петербурге лишь в правление Екатерины II

5.  Коронация российских императоров, включая Петра Великого, проходила в Москве

6.  Император Павел I распустил Сенат 

7. Количество министерств, созданных Александром I, значительно превышало число коллегий, учреждённых Петром Великим

8.  Государственный Совет в Российской империи был создан в правление Александра I

Верно

Неверно

 

 

 

 

Задание №6. Соотнесите сказанное с именами русских императоров, заполнив таблицу: ( За правильное определение имени монарха – по 1 баллу, За правильное соотнесение с монархом каждого высказывания – по 1 баллу. Всего-14 баллов)

  1. Если его предшественник на троне только замышлял устройство военных поселений, то он решительно ввел их.
  2. В годы его правления в результате кодификации был составлен пятнадцатитомный Свод законов Российской империи
  3. В день его коронации погибло много людей
  4. Он надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления
  5. Погиб в результате теракта
  6. Впервые разрешил в России парламентаризм.
  7. Причислен к лику святых
  8. В годы его правления грузинский царь отрекся от власти в пользу русского царя
  9. Удалив от власти этого временщика, он сделал уступку общественному мнению, но он не собирался строить свою политику, исходя из общественных запросов. Напротив, он хотел взять под контроль общественное мнение, а затем и внедрить в него свои взгляды.
  10. Ввел всеобщую воинскую повинность

 

Имя монарха:

 

 

 

 

Номер высказывания:

 

 

 

 

 

 

Задание №7 Вставьте пропущенные названия. (Всего – 15 баллов).

Общий стратегический план Антанты на 1916 год, предусматривал взаимодействие союзных армий на различных театрах войны. В рамках этого плана англо-французские войска готовили операцию на р.1) _______. В соответствии с решением конференции держав Антанты в Шантийи (март 1916) начало наступления на французском фронте было назначено на 1 июля, а на русском фронте — на 15 июня 1916 г.

Директива русской Ставки главного командования от 11 (24) апреля 1916 г. назначала русское наступление на всех трёх фронтах: Северном, 2) _________и 3) __________. Двойное превосходство в силах севернее Полесья диктовало и направление главного удара. Его должны были нанести войска 4) ___________фронта, а вспомогательные удары — Северный и 5) ________фронты.

 Кампания 1916 г. началась генеральным наступлением в феврале германских войск на Западном направлении. Главный удар был направлен на крупную французскую крепость 6)________, прикрывавшую прямой путь на 7) _________. Одновременно австро-венгерские войска повели наступление на Итальянском фронте, который был быстро прорван. Итальянский король обратился с просьбой о помощи лично к Николаю II. Настойчиво требовало от русского правительства экстренной помощи и французское командование. Идя навстречу требованиям союзников, русское командование отдало приказ 18 марта 1916 г. начать наступление корпусов 8)________ фронта (командующий 9)__________) на Двинском и Виленском направлениях раньше намеченного срока. Наступление потерпело неудачу из-за весенней распутицы и разрозненных действий русских корпусов. Но французы получили временную передышку. Решающее значение для спасения французской крепости от капитуляции имело наступление 10) __________фронта под командованием генерала 11) ___________.

Вместо запланированного наступления на 15 июня, оно было перенесено на три недели раньше. Утром 21 мая начался ураганный огонь русской артиллерии по всему фронту, а в полдень массы русской пехоты двинулись в атаку на хорошо укрепленные австро-германские позиции. Прорыв был произведен четырьмя армиями фронта на четырех направлениях одновременно, чтобы отнять у противника возможность маневра. Он оказался полной неожиданностью для противника. Ширина прорыва достигла 350 км по фронту (от Пинска до Черновиц), а глубина до 70 - 120 км. К середине августа 12)___________ войска отступили к карпатским перевалам, очистили Буковину и Южную Галицию. А в  ходе этой операции потеряли до 1,5 миллиона человек убитыми, ранеными и пленными.

13) "________________ прорыв" нанес сильнейшее потрясение австро-германскому блоку. Австро-Венгрия оказалась на грани полного краха. Произошла смена верховного командования Германии и Австро-Венгрии. Чтобы не допустить полного поражения Австро-Венгрии, Германия сняла с Западного фронта 34 дивизии. Летнее наступление 1916 г. русских войск спасло положение французской армии. Спасена была и Италия от разгрома. " Под влиянием русской победы 14) ____________приняла решение о вступлении в войну на стороне 15)__________, хотя последствия этого решения оцениваются историками неоднозначно.

 

.

 

Второй тур.  Письменное эссе (15 баллов)

Темы эссе

3. «Вольнолюбие Новгорода, его вечевой строй были вольнолюбием привилегированной верхушки общества, поглощенной борьбой между собой за власть, доходы и влияние, и в ходе этой борьбы способной пойти на измену национальным интересам». (В. Л. Янин)

5. «Созыв собора 1549 г. свидетельствовал о создании центрального сословно-представительного учреждения, о превращении Русского государства в сословно-представительную монархию». (А. А. Зимин)

6. «Жесткость и суровость, проявленные в ходе реформ Ивана Грозного и Петра Первого объяснялись во многом несовершенством государственного управления». (Ф. Разумовский)

7. «Александр I хорошо понимал, что России необходима конституция, необходимо освобождение крестьян, пытался достичь этого, но потерпел неудачу». (С. В. Мироненко)

8. «Проиграв при Бородине тактически, Кутузов выиграл стратегически». (Б. Соколов)

10. «Всегда поражало меня, когда я думал о Красной Армии и её солдатах – так это их неразрывная связь с домом и тылом, та  постоянная помощь и поддержка, которыми жил и дышал фронт». (У. Керр)

Критерии оценки (15 баллов):

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник)

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

 

 

 

Категория: Задания для обучающихся | Добавил: историк (19.11.2016)
Просмотров: 596 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar