MENU
Главная » Статьи » Задания для обучающихся

Задания муниципального этапа олимпиады по обществознанию 10 классЫ

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу[1] (максимально – 10 баллов).

1.1. Монархия и демократический режим несовместимы.

1.2. Нормы права существуют только в письменной форме.

1.3. Экстенсивный путь развития хозяйства основан на ресурсосберегающих технологиях и повышении производительности труда.

1.4. Понятие политической власти тождественно понятию государственной власти по содержанию и властным полномочиям.

1.5. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации содержатся в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина».

1.6. В соответствии с определением, люди считаются безработными, если они не имеют места работы и не ищут работу.

1.7. Дефицит бюджета может наблюдаться при росте валового национального продукта (ВНП) .

1.8. Принцип разделения властей в демократическом правовом государстве подразумевает деление власти на три независимые друг от друга ветви.

1.9. Все личностные качества человека определены его генетическим кодом.

1.10. Католики и протестанты - христиане.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджет является самым эффективным способом государственного регулирования экономики. Заполните таблицу, выбрав из перечня номера положений, соответствующих её столбцам (максимально - 10 баллов) 

  1. Содержание государственного аппарата
  2. Займы у населения и в банках
  3. Обслуживание государственного долга
  4. Налоги
  5. Охрана природы (экология)
  6. Поддержание обороноспособности
  7. Торговля природными ресурсами
  8. Внешние займы
  9. Приватизация
  10. Сбережение культурно-исторического наследия

Государственный бюджет

Доходы

Расходы

 

 

 

3.1. Дополнительный вопрос к кроссворду. Приведите примеры перемен в жизни общества (или природы), связанные с определениями, предложенными в заданиях №№ 6, 12, 19.  В чем Вы видите главный критерий, который различает эти определения ? (5 баллов = по 1 баллу за правильный пример + 2 балла за определение критерия)

По горизонтали

 1. Устойчивые, закономерные связи предметов и явлений, то есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях

 5. Особый вид человеческой активности, направленный на совершенствование мира и себя самого.

 9. Процесс вхождения человека в социальную среду, в которой происходит его жизнедеятельность; другими словами – приобщение к принятой в обществе системе норм и ценностей

11. Развитие, характеризующееся движением от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным

12. Коренной, качественный переворот в общественном устройстве.

13. Процесс, противоположный тому, который охарактеризован под №11 в кроссворде

15. Теория, отдающая приоритет разуму как основе познания и поведения людей, в противоположность сенсуализму.

16. Человек со своими социально обусловленными качествами. Ею человек становится, индивидом – рождается.

19. Постепенные изменения (с лат. – «развертывание»). Употребляется как синоним развития (в широком смысле). Противоположность тому, что Вы определили под №12

По вертикали

 2. Единство элементов, взаимодействующих на основе взаимосвязи

 3. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений

 4. Переживаемая и осознаваемая нужда в чем-либо, является мотивом деятельности

 6. Преобразование какой-либо стороны жизни общества, не затрагивающее его основ

 7. Теория познания (по-гречески)

 8. Один из главных видов деятельности, обеспечивающий существование людей

 10. Возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими потребностями, целями и желаниями

14. Первичный этап чувственного познания. Отражение отдельных свойств и признаков объекта в сознании человека.

 17. Биосоциальное существо, обладающее даром мышления и способностью создавать орудия труда.

 18. Соответствие полученного знания реальной действительности

 20. Наиболее сложный этап рационального (логического) мышления. Рассуждения, в ходе которых выводится новое суждение (заключение, вывод).

Ответ (на дополнительный вопрос)                                                                                                                                                     _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. «Исключи лишнее». В каждом из пяти нижеприведенных заданий по темам «Человек» и «Общество» ДВА из ряда приведенных терминов, выпадают из общего ряда. Определите их и запишите в таблицу буквы, под которыми они указаны (до 10 баллов)

4.1. Природные потребности человека:

 

а) биологические

б) физиологические

в) социальные

г) органические

д) идеальные

е) естественные

 

4.2. Межличностные отношения:

 

а) деловые

б) личные

в) политические

г) формальные

д) неформальные

е) устойчивые

ё) ситуативные

ж) экономические

 

4.3. Понятия, характеризующие социальную динамику:

 

а) прогресс

б) структура

в) эволюция

г) революция

д) стратификация

е) спад

 

4.4. Определения личности:

 

а) субъект отношений и сознательной деятельности

б) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида

в) субъект познания и изменения мира

г) человек как часть живой природы

д) человек как отдельный представитель человеческого рода

е) человек со своими социально обусловленными и индивидуальными качествами

4.5. Черты постиндустриального общества:

 

а) основывается на машинном производстве

б) определяющую роль играет информация

в) производство ориентировано на запросы потребителя

г) преобладает экстенсивный путь развития экономики

д) сфера услуг преобладает над сферой производства товаров

Ответы:

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

 

 

 

 

 

5. Ниже приведены высказывания известных писателей и мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте обозначено […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова) (до 5 баллов).

  • ««Наилучшая […] есть та, которая делает себя излишней» (Вильгельм фон Гумбольдт)
  • «Наибольшей […] -ю обладает тот, кто имеет […] над собой» (Сенека)
  • «[…] может быть определена как реализация намеченных целей» (Бертран Рассел)
  • «[…] теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять» (Поль Валери)
  • «Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена […]» (Плутарх).

5.1. Что это за понятие?

Ответ ________________________________________________

5.2. Высказывание кого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложения)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова и сочетания слов могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны (10 баллов)

«Ролью называется ожидаемое _____, ассоциируемое с определенным _____. Совокупность ролей, соответствующих данному _____, называется _____. Наши роли определяются ожиданиями других _____. Некоторые из этих ожиданий, например законы, являются _____, а другие, вроде умения вести себя за столом, - _____. Когда _____ человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные _____ (такие как деньги или _____)».

 

1. Формальный

2. Поощрение

3. Социализация

4. Уважение

5. Поведение

6. Предписанный статус

7. Ролевой набор

8. Порицание

9. Статус

10. Член общества

11. Неформальный

12. Социальная мобильность

 

 

 

7. Ниже изображены известные образы-знаки. Укажите, что именно обозначают эти знаки (до 7 баллов = 5 – за определение знака + 2 за верное основание деления).

 

http://www.ladapriora.ru/uploads/posts/2015-04/1427972965_logo.jpg  1.

http://www.wall321.com/thumbnails/detail/20121213/panda%20bears%20world%20wildlife%20fund%201213x1609%20wallpaper_www.wall321.com_52.jpg    2.

http://videoclipsimage.agaclip.com/WHizWs4XH3x-_-metro-goldwyn-mayer-leo-the-lion-three-r.jpg 3.

http://autovikupru.ru/wp-content/uploads/2016/03/1000px-Peugeot_logosvg-1.png  4.

http://st.stranamam.ru/data/cache/2011may/21/14/1961318_30839nothumb500.jpg  5.

 

7.1. Разделите знаки на две группы, так чтобы в одной группе было три знака, а в другой два, укажите основание для подобного деления. В строке группы, укажите соответствующие цифры.

Группа 1.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

            Задания 2 тура.

 

8. Прочтите текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. Автор не смог разграничить признаки двух разных экономических систем. Выполните это самостоятельно (до 10 баллов). Для этого

1) в таблице озаглавьте колонки, определив типы экономических систем, о которых идет речь;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих признаки каждого из выделенных вами типов экономических систем.

1. Это экономическая система, основанная на традициях, зафиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений. 2. Для нее характерно централизованное директивное планирование. 3. Экономическая власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. 4. Обычаи определяют использование редких ограниченных природных ресурсов. 5. Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. 6. Такая система зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления. 7. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил. 8. Главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам. 9. Эта система принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства. 10. Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Ответ:

 

 

 

 

 

9. Решите логическую задачу (8 баллов = 4 за правильный ответ + 4 за раскрытие логики рассуждений).

В парламенте Тридесятого Государства есть три одинаковых по численности фракции — Желтые (которые всегда лгут), Синие (которые всегда говорят правду) и Фиолетовые (которые иногда говорят правду, иногда лгут). На прошлой неделе парламент простым большинством голосов одобрил законопроект о запрете ношения желтых ботинок по выходным дням. Однако президент очень любит желтые ботинки и поэтому наложил на данный законопроект вето. Согласно конституции Тридесятого Государства, парламент может преодолеть вето, но для этого при повторном голосовании законопроект должны поддержать уже не менее чем 2/3 депутатов. На предварительном обсуждении все фиолетовые сказали, что они поддержат законопроект. Все желтые сказали, что они будут голосовать против. А синие заявили, что среди них законопроект поддержат столько же человек, сколько фиолетовых на самом деле проголосуют против него.

9.1. Сможет ли при таких условиях законопроект преодолеть вето президента? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2.Если бы желтые сказали, что среди них законопроект поддержат столько же человек, сколько среди фиолетовых, обязательно ли это увеличило бы общий процент депутатов, поддержавших его? Обоснуйте свои ответы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Уважаемые участники! Перед вами высказывания известных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными (до 15 баллов).

  1. Общество притеснительнее правительства. (Т. Грановский)
  2. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)
  3. Я не интересуюсь политикой, и это отнимает у меня много времени. (Е. Лец)
  4. Бедность порождает бунт и преступления. (Аристотель)
  5. В стране, в которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, в которой правят плохо, стыдятся богатства. (Конфуций)
  6. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев. (Э. Хаббард)
  7. Здоровая нация также не замечает своей национальности, как здоровый человек своего позвоночника. (Б. Шоу)

=


 

Категория: Задания для обучающихся | Добавил: историк (16.12.2016)
Просмотров: 221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar