MENU
Главная » Статьи » Задания для обучающихся

Задания муниципального этапа олимпиады по обществознанию 8-9 классЫ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

8 КЛАСС.

2016/2017 уч. год


Максимальный балл -  75                                                                                                         Дата проведения – 08.11.2016 г.

Время выполнения – 90 минут.

                                                                                             

Шифр _________________

 

1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответы внесите в таблицу в бланке работы. Всего 10 баллов

1.1 Две подруги любят разную музыку и часто спорят о вкусах, но, собравшись на вечеринке, решили слушать любимые группы по очереди. Это пример
а) компромисса;
б) ухода от конфликта;
в) эскалации конфликта;
г) сглаживания конфликта.

1.2 Какой из перечисленных примеров отражает эксперимент как метод научного познания?
а) Учёные пригласили 42 добровольца и показали им специальные фильмы, в которых сюжет сильно воздействовал на эмоциональное состояние зрителей. После этого одну половину испытуемых отпустили домой для нормального сна, другая же группа осталась в лаборатории для дополнительного контроля специалистов.
б) Падение метеорита зафиксировало NASA. Космический объект размером около 30 см летел к Луне со скоростью более 90 тыс. км в час. Он вызвал взрыв на поверхности спутника нашей планеты мощностью 5 тонн в тротиловом эквиваленте.
в) Группа орнитологов под руководством Марка Хаубера из Городского университета Нью-Йорка долгое время следит за «войной» между кукушками и невольными приёмными родителями их птенцов.

1.3 В условиях рыночной экономики государство
а) контролирует распределение ограниченных ресурсов;
б) устанавливает цены на дефицитные товары;
в) обеспечивает полную занятость населения;
г) осуществляет антимонопольную политику.

1.4 Примером межличностных отношений является:
а) семиклассник выгуливает собаку в парке;
б)  ЮНЕСКО разработала проект «Образование для всех»;
в) актер репетирует перед зеркалом монолог из новой пьесы;
г) два одноклассника обсуждают подготовку к проверочной работе.

1.5 В законах вавилонского царя Хаммурапи сказано: «Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб». Эта норма является примером принципа:
а) табу;
б) талиона;
в) моральной нормы;
г) этикета.

1.6 В случае нарушения прав человека государство обеспечивает возможность судебной защиты, а также право:
а) доказательства своей невиновности;
б) на пересмотр законодательства;
в) на вынесение вопроса на референдум;
г) обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека.

1.7 Правила или привычки, действующие в больших группах людей, одобряемые и поддерживаемые обществом

а) церемония;

б) ритуал;

в) обычай;

г) обряд.

1.8 Социальные нормы

а) регулируют поведение людей;

б) закреплены в соответствующих законах;

в) являются « неписанными»  правилами поведения;

г) поддерживаются государственным принуждением,

 1.9 Если действие правила общественной жизни определяется обычаями людей, то речь идет о

а) неформальных нормах;

б) формальных нормах;

в) нормах-ожиданиях;

г) запрещающих нормах.

 

1.10 На определение цели в деятельности людей влияют

а) результаты деятельности;

б) необходимые средства;

в) потребности человека;

г) оценки людей.

 

Ответ:

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выберите НЕСКОЛЬКО верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу. Всего баллов 8.

2.1. Выберите из приведённого списка отличительные черты малой социальной группы.
а) наличие постоянной цели совместной деятельности;
б) наличие определенного юридического статуса;
в) наличие единого демографического признака;
г) наличие эмоциональных отношений между членами группы;
д) наличие однородного состава;
е) длительные, постоянные контакты между членами группы.

2.2 Выберите из перечисленного характерные черты искусства.
а) скептицизм;
б) типизация действительности;
в) образность;
г) эмоциональность;
д) объективность;
е) доказательность.

2.3 Для индустриального общества характерны следующие признаки:
а) господство общины;
б) активно развивающиеся информационные технологии;
в) преобладание промышленности в экономике;
г) замедленный прогресс;
д) секуляризация сознания;
е) классовая структура общества.

2.4 Найдите проявления межличностного конфликта:
а) борьба двух игроков соперничающих команд за мяч во время футбольного матча;
б) ссора матери и дочери из-за выбранной дочерью одежды для прогулки;
в) несогласие работника с новой принятой на предприятии системой оплаты труда;
г) спор в транспорте из-за того, кто должен занять освободившееся сиденье;
д) дискуссия во время научной конференции;
е) ссора двух подруг во время подготовки выступления на общешкольном празднике.

 

Ответ:

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

 

 

 

 

 

3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. Всего 4 балла

3.1 Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Ответ: ________________________________________________________________________________________

 

3.2 Анализ, синтез, обобщение, дедукция.

Ответ: ________________________________________________________________________________________

 

 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Всего баллов 6. 3 балла за верный ответ (2 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего)

4.1 Студенчество, крестьянство, мещанство, купечество, духовенство, дворянство.

Ответ: _________________________________________________________________________________________
 

4.2. Радость, познание, тревога, страх.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

 

5. Заполните пропуски в ряду. Всего 6 баллов.

5.1 Буддизм - Трипитака; иудаизм - Тора; ислам - ____________________________________________________

5.2 Награждение грамотой за победу в конкурсе – формальная позитивная санкция; аплодисменты после выступления  на концерте художественной самодеятельности – неформальная позитивная санкция; наложение штрафа за нарушение правил дорожного движения – __________________________________________________

5.3  Переезд на постоянное место жительство в другой город  – гражданское право; выступление на митинге  – политическое право;  участие в выставке современного искусства - ______________________________________

 

6. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух обществоведческих понятий. Назовите эти понятия.  Всего баллов 6. По 3 балла за вопрос (2 балла – за понятие, 1 балл – правильное составление понятия).

1) внутренний , и, поведение, мысли, человек, его, контролер ,стремления.

2) окружающего, форма, преобразование, специфическая, целесообразное, для человека, активности, направленная, на, мира.

 Ответ: 1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

 

2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны! Одно слово может быть использовано только один раз. Всего 10 баллов.
Внутренняя _(А)__ возникла с появлением разделения труда как обмен _(Б)__ производимых продуктов. Этот вид торговли известен начиная с каменного века. Обмен сначала носил __(В)__ характер, но с возникновением _(Г)__ появились предпосылки для возникновения __(Д)_ отношений. Ранним проявлением __(Е)_ торговли может считаться Великий шёлковый путь из _(Ж)_ в _(З)__. Однако этот вид торговли в значительных масштабах появился только в X веке, когда с развитием морского транспорта венецианцы активно посредничали и торговали африканскими, азиатскими и европейскими товарами. Таким образом, развитие международной торговли было во многом связано с развитием морского транспорта, который сократил _(И)__ на перемещение товара между странами. Так шёл процесс перехода от межтерриториального разделения труда к __(К)_ разделению труда.
Список терминов:

1. культура

6. аграрный

11. мануфактура

2. Индия

7. международный

12. торговля

3. излишек

8. деньги

13. внешний

4. товар

9. Китай

14. Европа

5. натуральный

10. товарно-денежный

15. издержка


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Установите соответствие между социальными фактами и типами правоотношений. Ответы внесите в таблицу в бланке работы  Всего баллов 4.

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ

ТИП ПРАВООТНОШЕНИЙ

А) Пожарная инспекция указала владельцам офисного здания на нарушения правил пожарной безопасности.

  1. административные

Б) Гражданка N завещала принадлежащий ей земельный участок и расположенный на нём дом своему племяннику.

  1. семейные

В) Депутат внёс предложения в законопроект.

  1. трудовые

Г) Руководитель фирмы издал приказ о награждении сотрудников фирмы за успешную работу над проектом.

  1. конституционные

 

  1. гражданские

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

9. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Всего 21 балл.

В младшем подростковом возрасте неформальные группы обычно состоят только из мальчиков или только из девочек, а в среднем и старшем – носят смешанный характер.

По своей функции неформальные группы тесно связаны с подростковой субкультурой, включающей в себя такие компоненты, другие, чем у взрослых, способы общения и манеры поведения, обостренное чувство групповой общности и солидарности, специфическое понятие о вкусах, моде, внешнем виде, языке и т.д.

Подросток, с одной стороны, всегда хочет быть оригинальным, «современным», с другой – он раб штампов и стандартов. Так, своеобразный внешний вид, следование моде в старшем подростковом возрасте являются одновременно средством самовыражения, принадлежности (выглядеть «своим»), идентификации (выглядеть «как все») и средством приобретения авторитета в своей среде. То же можно сказать относительно подросткового словотворчества (молодежный жаргон). Взрослыми оно воспринимается как коверканье языка, однако молодежный жаргон выполняет и важные коммуникативные функции, служит средством отличия «своих» от «посторонних», барьером для взрослых на пути к проникновению во внутренний мир и групповые интересы подростков.

Взрослым чаще всего бывает трудно понять, почему интеллектуально развитые подростки придают такое большое значение фирменным штанам, длинным волосам, сознательно коверкают язык и т.п. Дело тут не только в разных вкусах отцов и детей. Главное в том, что подростки хотят отличаться от старших. В фирменных джинсах и своеобразной прическе они видят символ своей индивидуальности.

Следует отметить, что и у взрослых также нередко выражено желание привлечь к себе внимание, но у них для этого гораздо больше возможностей, например общественное положение, профессиональные достижения, в крайнем случае – внушительный кабинет, престижный автомобиль, коттедж.

Вопросы:
9.1. Каково, с точки зрения автора, главное назначение подростковой субкультуры?

9.2. В чем, по мнению автора, заключается двойственный характер приверженности подростка субкультуре?
9.3. Нередко принадлежность подростков к субкультуре рассматривается как следствие
низкого умственного развития, отсутствия в жизни таких подростков настоящих духовных ценностей и интересов. Разделяет ли автор текста подобную точку зрения? Свой ответ обоснуйте.
9.4. Каким образом, по мнению автора, проявляется склонность подростков демонстрировать свою принадлежность к субкультуре? Приведите три проявления.
9.5. Автор считает, что взрослые, как и подростки, нуждаются в привлечении внимания
к своей индивидуальности, однако взрослые в гораздо более редких случаях, чем подростки,
принадлежат к какой-либо субкультуре. Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, дайте объяснение этому факту.

Категория: Задания для обучающихся | Добавил: историк (16.12.2016)
Просмотров: 736 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar