MENU
Главная » Статьи » Методические разработки

Методические рекомендации в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла 2015-2016 уч.г.

Методические рекомендации

по преподаванию истории и обществознания

в общеобразовательных учреждениях Республики Крым в 2015/2016 учебном году

      При разработке  учебных программ по предмету «история» необходимо руководствоваться следующими документами, обеспечивающими реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта :

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.

4. Примерные программы по предмету «История»

5. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads

       Примерная учебная программа по предмету определяет инвариантную (обязательную часть учебного курса) и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является ориентиром для составления рабочих программ для всех общеобразовательных учреждений, обеспечивающих  получение основного общего образования.         

      Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

     С 1 сентября шестиклассники начнут изучение отечественной истории по новым учебникам. В их основе лежит историко-культурный стандарт, утвержденный в 2013 году. Постепенно на новые учебники перейдут учащиеся всех классов.

      Историко-культурный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень "трудных вопросов истории", вызывающих острые дискуссии в обществе.

         Среди таких "трудных мест" - причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина, причины репрессий; оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; оценка СССР в условиях "холодной войны"; оценка периода правления Брежнева и роли диссидентского движения; оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х годов ("шоковая терапия", методы приватизации), причины и последствия побед Ельцина в политических схватках 1990-х годов, а также оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы.

        В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

      Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений исторической судьбе нашей Родины.

       Большое значение в историко-культурном стандарте придается этнокультурному  компоненту : история страны через историю регионов.

 Так, в школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как

важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и

конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.  

      В мае 2015 года министерство образования и науки РФ утвердило три линейки новых учебников по истории России: от издательств "Дрофа" и "Просвещение" с 6 по 9 и с 10 по 11 классы, учебники издательства "Русское слово" с 6 по 9 классы.

Министерство образования и науки подчеркивает, что школы могут использовать старые учебники до их износа, но с учетом утвержденного историко-культурного стандарта.

 Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежат единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом. Это попытка достичь на их основе общенационального консенсуса по нашей истории.

Новые учебники рассчитаны на линейную методику преподавания, которая предполагает последовательное изучение отечественной истории с 6 по 11 класс. Ранее школьники проходили историю по концентрической системе - сначала курс изучался целиком вплоть до 9 класса, а затем углубленно повторялся в двух старших классах.

        В соответствии с наличием в Федеральном базисном учебном плане основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) единого предмета История, состоящего из двух курсов «История России» и «Всеобщая история», изложенных в примерных программах общего образования по истории раздельно, на практике возможно изучать некоторые темы, особенно в 8-9 классах синхронно-параллельно с возможностью интеграции некоторых тем отечественной и всеобщей истории. Интегрироваться могут темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории, культуры и др. Блок всеобщей истории должен предшествовать блоку отечественной истории в пределах определенного хронологического периода.

При этом следует учитывать, что курс «История России» занимает приоритетное место и должен занимать не менее 60-70 % по объему учебного времени. По задействованности в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ отечественная история также занимает ведущее место. В классных журналах (5 – 11 класс) необходимо оба курса записывать в единый раздел История в соответствии с календарно-тематическим планированием без специального разделения между курсами «Всеобщая история» и «История России». Выставление четвертных, полугодовых и годовых отметок осуществляется также в рамках единого предмета История в общепринятом порядке.

При переходе к планированию единого курса «История» разработка рабочей программы становится обязательной, так как основные учебники идут отдельно к курсам «История России» и «Всеобщая история», соответственно обеспечиваются и разными программами.

В рабочей программе учителю следует отображать, каким образом содержание государственного образовательного стандарта распределено по урокам. Не рекомендуется записывать в школьный журнал мотивационное название темы урока. Названия изучаемых уроков должны соотноситься с прописанными дидактическими единицами примерной программы предмета. Учитель записывает в школьном журнале тему урока так, как его название сформулировано в рабочей программе. Это позволяет по записям в журнале контролировать выполнение содержательной части федерального компонента государственного стандарта по всеобщей истории и истории России, а также историко-культурного стандарта.

В качестве сопровождения стандарта кроме примерной программы основного общего образования важной составляющей частью общеобразовательных программ является фундаментальное ядро общего образования. В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера.

         Приоритетным направлением в преподавании истории представляется поиск эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса. В этой связи учителям истории необходимо акцентировать внимание на следующих основных моментах:

    1. Широко использовать нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, политических дебатов и т.д. Это позволит увеличить познавательную активность учащихся, их мотивированность к самостоятельной учебной работе.

    2. При профильном изучении истории в старшей школе возможен переход к модульной системе организации учебного процесса. Подобный подход позволит не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и избежать перегрузки учебного процесса излишними, второстепенными фактами. Это особенно важно в старшей школе, где при сокращении объема учебного времени возрастает уровень сложности материала.

    3. Совмещать различные алгоритмы усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы, что обеспечит тесную взаимосвязь разнообразных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения истории.

    4. Активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, в том числе, методику исследовательских проектов для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

     5. Считать приоритетным индивидуальный подход к каждому ученику.

          В части исторического и обществоведческого образования новые документы предполагают следующие цели:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. Структура Программ учебных предметов, курсов определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

При определении содержания Программ учебных предметов, курсов используются положения основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации и при необходимости материалы примерных программ по учебным предметам, курсам, а также вариативные (авторские) программы учебных предметов, курсов. Программы учебных предметов, курсов разрабатываются учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) общеобразовательной организации, как для уровня образования (основного общего образования), так и на отдельный учебный год в соответствии с положениями основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации. Порядок разработки Программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации. Она призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089) и спецификой местных условий.

При разработке Рабочих программ учебных предметов, курсов учитель может использовать примерные программы по учебным предметам, вариативные (авторские) программы к учебникам. Примерные программы по  учебным предметам, курсам позволяют всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования учащихся средствами учебного предмета, курса предмета, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета, курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, курса с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.

По своей структуре и содержанию Рабочая программа учебных предметов, курсов представляет собой документ, составленный с учетом:

  • требований федерального компонента государственных образовательных стандартов и историко-культурного стандарта;
  • обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, курсу;
  • максимального объема учебного материала для учащихся;
  • требований к уровню подготовки выпускников;
  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе;
  • познавательных интересов учащихся;
  • целей и задач образовательной программы школы;
  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Необходимость отражения в Рабочей программе учебных предметов, курсов данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. Структура Рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом общеобразовательной организации и может включать следующие компоненты:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • содержание программы учебного курса;
  • учебно-тематический план;
  • календарно-тематическое планирование;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • характеристика контрольно-измерительных материалов;
  • учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.

 

При изучении предметов «история» и «обществознание» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (НРЭО) Республики Крым и общеобразовательных учреждений. Предметные результаты освоения указанных предметов, отражающие НРЭО :

- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление или опыта российской истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта Крыма, России и всего человечества;

- воспитание уважения к историческому наследию народов, населяющих Крым, восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном многоконфессиональном обществе Республики Крым и Российской Федерации в целом.

         НРЭО содержания учебного предмета «история» отражаются в тематической линии предмета «Крымоведение», который вводится за счет часов регионального компонента в 2015/2016 учебном году. Учебный материал по истории Крыма может быть распределен для изучения в 5-9 классах при выделении соответствующих дополнительных часов в учебном плане как части основной образовательной программы общеобразовательного учреждения либо может быть предоставлен в рамках факультативного курса.

         В календарно-тематическое планирование по предмету «история» рекомендуется включить крымский компонент «Крым в контексте истории России» по соответствующим периодам истории родного края в соответствующих классах. (Приложение 1). В процессе изучения истории Крыма целесообразно использовать гимн «крымской весны» «Крым вернулся домой» (автор сенатор ФС РФ О. Ковитиди). Также следует определять роль организаций российских соотечественников в процессе возвращения Крыма в состав Российской Федерации, среди которых наиболее значимо место общественной организации Русская община Крыма. При освещении событий 2014-2015 гг. в школьной программе по истории, проведении внеклассных мероприятий, учителям необходимо придерживаться документальной хроники событий :

26 февраля 2014г.- многотысячный митинг в Симферополе против признания внеочередной сессией Верховного Совета Крыма новой власти в Киеве, пришедшей в результате неконституционного переворота

27 февраля 2014г.- заявление Верховного Совета Крыма о непризнании киевского правительства и назначение референдума о статусе и полномочиях автономии. Назначение премьер-министром крымского правительства Сергея Аксенова – лидера фракции «Русское единство»

1 марта 2014г. – переподчинение силовых структур (милиции, СБУ, внутренних войск, военных подразделений) главе правительства Крыма

11 марта 2014г. – принятие Верховным Советом Крыма декларация о восстановлении прав крымско-татарского народа

16 марта 2014г. – референдум о статусе  Автономной Республики Крым. Результаты референдума: количество участников составило 83% от имеющих право голоса, из них за воссоединение с Россией высказалось более 96%. «Чтобы понять, почему был сделан именно такой выбор, достаточно знать историю Крыма, знать, что значила и значит Россия для Крыма и Крым для России», сказал президент РФ В.В.Путин

17 марта 2014г.- принятие Верховным Советом Республики Крым по результатам референдума Декларации независимости и обращение к Российской Федерации с просьбой включения в состав России

18 марта 2014г.- послание Президента России к крымчанам. Торжественное подписание в Москве Договора о вхождении в состав России двух новых субъектов Федерации – Республики Крым и города Севастополя

20 марта 2014г. – Договор был ратифицирован Государственной Думой Российской Федерации, 21 марта – Советом Федерации.

         При изложении материала важно подчеркивать логичность и историческую обусловленность процессов зимы-весны 2014 г. В 1991 – 2014 гг. крымчане регулярно подчеркивали свой особый политический и культурно-цивилизационный статус. На территории полуострова сформировалась и активно работала крупнейшая организация российских соотечественников Русская община Крыма, которая в тандеме с политической партией «Русское единство» выступила организационным ядром в процессе возвращения Крыма на историческую Родину.

       Ключевым направлением внеурочной деятельности по формированию познавательного интереса к учебному предмету является олимпиадное движение. Вопросам подготовки учащихся к олимпиадам, викторинам и конкурсам по истории отражены в следующих публикациях:

–Баканов, С.А. Региональная олимпиада как форма углубленной подготовки мотивированных детей по истории / С.А.Баканов, В.М.Кузнецов // Проблемы куль-турного образования : материалы IV Всеросс. науч.-практ. конф. 9–10апреля 2014 г. В 2 ч. Ч. 2 / Мин. обр. и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т перепод. и пов. квалификации работников образования. –Челябинск: «Край Ра», 2014. –212 с. –С. 27–33.

–Известные женщины нашего Отечества. ХХ век // История и обществознание для школьников. –2015. –№ 1. –С. 61–64.

–История: сборник олимпиадных заданий. 9 –11 классы. Школьный, муници-пальный и региональный этапы. Книга для победителей и призеров: учебно-методические пособие / Е.В. Шандулин, М.В. Пятикова. –Ростов н/Д: Легион, 2014. –208 с. –(Готовимся к олимпиаде).

       Эффективным механизмом организации внеурочной деятельности является работа в системе социального партнерства с музеями и учреждениями культуры. Вопросы музейной педагогики рассматриваются в следующих публикациях:

–Караваева, Е.Е. Генрих VIII и его эпоха в выставочных проектах британских музеев / Е.Е. Караваева // Преподавание истории в школе. –2014. –№ 4. –С. 38–41.

–Короткова, М.В. Музейная педагогика: понятие, история, технологии и пер-спективы развития / М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. –2014. № 4. –С. 3 –8.

–Мельник, О.В. Игра в пространстве литературного музея / О.В.Мельник // Преподавание истории в школе. –2014. –№ 4. –С. 22–27.

–Методика организации музейных занятий по истории для учащихся V—VI классов основной школы // Преподавание истории в школе. –2014. –№ 4. –С. 9–15.

–Уварова, Ю.Н. Новые направления реализации образовательных программ со школьниками в Музеях Московского Кремля / Ю.Н. Уварова // Преподавание истории в школе. –2014. –№ 4. –С. 16–21.

         В связи с исключительной важностью предмета «Обществознание», который наряду с историей является гражданоформирующей дисциплиной, необходимо обратить особое внимание на уроках обществознания на воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, правового сознания, гордости за историю и культуру Республики Крым, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституциях Российской Федерации и Республики Крым. При изучении предмета «Обществознание» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Крым и образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).

Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой образовательной организацией образовательной программой.

При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом. В календарно-тематическое планирование по предмету «Обществознание» рекомендуется включить проведение учебных занятий по следующим темам: «Взаимодействие природы и общества в условиях Республики Крым. Экологические и демографические проблемы Республики Крым», «Достижения и проблемы культуры Республики Крым», «Этнические области, национальная политика в регионе, современной России», «Экономика в Республике Крым», «Человек на рынке труда. Рынок труда в Республике Крым», «Состояние правовой культуры в Республике Крым», «Правосудие в Республике Крым».

           Существующая структура изучения обществознания в школе включает преподавание курса обществознания в основной школе, которое является составной частью обществоведческой подготовки учащихся. Изучение обществознания в 6 - 7 классах ориентировано, прежде всего, на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ в жизни общества. В 5-х классах в Республике Крым возможно преподавание   обществознания в виде элективного курса с использованием учебника «Обществознание» 5 класс под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. , издательство "Просвещение".

Курс основной школы представляет собой относительно завершенную систему знаний. Он дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знаниях прикладного характера, необходимых для выполнения социальных ролей. Целый ряд теоретических предположений изучаются на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые рассматриваются уже на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях.

В классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющей обществоведческого образования отразилось в заметном превышении их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания.

Необходимо обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня, где помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных обществоведческих науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного явления, о типичных профессиях специально-гуманитарного профиля, а так же об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности.

       В рамках реализации практической части рекомендуется применение различных форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся; использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинги, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов), особое значение имеют педагогические приемы и методики в подготовке к единому государственному экзамену.

      Как показывает практика, влияние ЕГЭ на процесс преподавания предмета в школе очень велико. Это проявляется, в частности, во все большем отказе от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в использовании проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развитии практических умений учащихся, опоре на опыт их социальных отношений.

        Разнообразие типов, разновидностей и моделей заданий, требований, предъявляемых к экзаменуемым, предполагает, что для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию на максимально возможный балл необходимы знания по восьми содержательным линиям курса и комплекс специальных умений для осуществления познавательной деятельности. В том числе сравнение отдельных социальных объектов, решение проблемных задач, анализ и интерпретация оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений.

      Реализация требований, выдвигаемых ЕГЭ, возможна лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса. Это могут быть как занятия на уроках обществознания, так и дополнительные занятия по предмету по подготовке к ЕГЭ. В любом случае эти занятия предполагают овладение предметным содержанием, умениями, способами учебной познавательной деятельности.

 

Большую роль в процессе нравственного воспитания, формирование культурной и крымской идентичности играют курсы по выбору «Основы православной культуры Крыма» (ОПКК) и «Основы исламской культуры

 

Крыма» (ОИКК), преподавание которых в Республике Крым в следующем учебном году рекомендовано расширить. Оба вышеуказанных курса имеют исключительно светский культурологический характер, изучаются на добровольной основе, содержат интересный материал не только о культуре, но также по истории и этнографии полуострова. Курс ОПКК имеет полное программно-методическое обеспечение и может преподаваться во 2-11 классах. Курс ОИКК рассчитан на старших школьников.

Для проведения всех этапов Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, организации подготовки учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях по предмету рекомендуется использовать пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Пять колец» (три выпуска), а также Интернет-ресурсы – федеральный портал российских олимпиад школьников. Пособия содержат характеристику типов олимпиадных заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по обществознанию с ответами и комментариями. При подготовке заданий учтены принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который внедряется в образовательные учреждения Российской Федерации. Рекомендуется ознакомиться с изданием Р.В. Пазина «Обществознание» (Сборник олимпиадных за-даний школьного и муниципального этапов. – Ростов-на-Дону, «Легион», 2012). Одной из задач воспитательной работы учителей обществознания и права является создание устойчивого нравственного иммунитета к правонарушениям на национальной почве, ксенофобии, другим негативным явлениям. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Государственная образовательная и языковая политика в условия полиэтничности России рассматривается в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» (2008. № 2).

         В 2015/2016 учебном году продолжается изучение курса по выбору «Основы православной культуры Крыма» в 1-11-х классах за счет часов регионального и школьного компонента, а также в виде кружковой работы. Действующими являются следующие программы: «Основы православной культуры Крыма.(8-11 классы)» (авторы Т.И.Титова, А.В.Якушечкин), «Основы православной культуры Крыма .5-7 классы.»(автор И.А.Анюхина), «Основы православной культуры Крыма. Второй год обучения»(автор В.В.Сухоребров), «Основы православной культуры Крыма. Начальная школа.»(автор Л.В.Наумова). Кроме того, в образовательных организациях Республики Крым за счет часов регионального и школьного компонентов будет преподаваться курс по выбору «Основы исламской культуры Крыма» в соответствии с программой авторов М.А.Хайруддинова и Л.А.Рустемовой.

 

Методисты                                    С.К.Пиковая

 

                                                        И.А.Пашковский

 

Приложение 1.

Фрагмент календарно-тематического плана по истории, отражающего

национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Крым

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ  в конце  ХVI -ХVIII вв. (7 класс)

 

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

 

Тема 2. Россия в XVII в. (10 ч)

12-13

Обмирщение культуры в XVII веке. Быт и нравы допетровской Руси.

2

Изучение нового материала

Работа в группах с документами

Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчест​во, образование, литература, живопись, крупнейшие представители ду​ховной и художест​венной культуры. С. Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни

Понятия: «Обмирщение», секуляризация культуры.

 

Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения.

14

Родной край до конца XVII в.

Взаимоотношения Крыма с Россией.

Особенности экономической и политической жизни Крымского ханства

1

Урок - изучение нового материала.

Презентация

 

Бахчисарайский мирный договор (1681г.) Крымские походы  В.В.Голицына (1687,1689 гг) Азовские походы Петра I. Константинопольский мирный договор

Политические и экономические причины русско-турецких войн

 

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в. (3 часа)

40

Светский, рациональный характер культуры. Наука и образование. М.В. Ломоносов.

1

Изучение нового материала

Работа с документами и материалами учебника

Сословный харак​тер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление оте​чественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Москов​ского университета. Географические экспедиции

Устанавливать связь между развитием эко​номики, политики и культуры, работать с дополнительной лите​ратурой, делать доклад на заданную тему

41

Литература искусство второй поло​вины XVIII в

1

комбинированный урок

Работа в группах

Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музы​кальном искусстве

Ода, барокко, классицизм, классиче​ская архитектура. Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся дос​тижения и имена дея​телей культуры. Работать с иллюстра​цией, описывать памят​ники культуры

42

Быт и жизнь во второй половине XVIII в.

1

комбинированный урок

Работа в группах

Быт народов Рос​сии.

 

Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан

Самосознание, нация, патриотизм Описывать образ жизни различных слоев обще​ства

43

Наш край во второй половине XVIII в.

Присоединение Крыма к России. Манифест Екатерины II. Основание Севастополя и начало создания Черноморского флота

1

Урок –изучение нового материла

лекция

Кучук-Кайнарджийский мирный договор и его значение. Новый статус Крымского ханства. А.В.Суворов и его деятельность в Крыму. Учреждение Таврической области. Симферополь-областной центр.Изменение в этническом составе населения Крыма. Русско-турецкая война 1787-1791гг. Ясский мирный договор.

Определять общие и особенные черты исто​рии края.

Литература в помощь учителю истории:

Кочегаров К.А. Крым в истории России. Методическое пособие. –М.: Русское слово, 2014.

 Крым и Севастополь: их историческое значение для России –http://минобрнауки.рф/пресс-центр/4140

Любичанковский, С.В. Отношения России с Крымским ханством в XVII —XVIII веках, или почему присоединение Крыма к Российской империи было исторически закономерным? // Преподавание истории в школе. 2014. № 6. –С. 3–8. Морозов, А.Ю. Контрольный тест по истории Крыма по образцу частей А и В ЕГЭ / А.Ю. Морозов // Преподавание истории в школе. –2014. –№ 6.

 Сидоренко, Н.А. Хозяйственно-культурная составляющая миграций населения в Крым в 1940 –1950-е годы // Преподавание истории в школе. 2015. № 2. –С. 69–71.  Шапорина, О.Н. Крымский регион в школьных учебниках отечественной истории XX века //Преподавание истории в школе. 2014. № 6.

 

 

Категория: Методические разработки | Добавил: историк (08.05.2016)
Просмотров: 505 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar