MENU
Главная » Файлы » Мои файлы

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/20
[ Скачать с сервера (7.43Mb) ] 18.09.2016, 14:34

       Преподавание учебных дисциплин общественно-гуманитарного цикла в 2016/2017 учебном году претерпевает значительные изменения. Особенно это касается истории.

Интеграционный характер истории служит достижению приоритетной внешнеполитической цели России - становлению новой системы многополярного мира, стремлению к национальной консолидации на основе духовно-культурной общности и общности исторической судьбы.

Именно история играет ключевую роль в формировании личности школьника, готовит его жить в меняющемся мире, с учётом предшествующего опыта,  позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества.

ФГОС предполагает изменение основ образовательного процесса: переход от «педагогики знаний»  к педагогике деятельностного  и компетентностного  подходов.

Изменение целей образования в настоящее время идёт от формирования системы знаний к формированию компетентной личности, способной применять знания в жизни.

На современном этапе особое значение приобретает сохранение исторической памяти народа, противодействие попыткам фальсификации истории, навязывания некоторым народам исторической вины для приобретения политических дивидендов. Стремление из трагических страниц истории формулировать обвинительные заключения и культивировать стереотипы должно встречать адекватную и аргументированную реакцию российских граждан. Для этого необходимо знать ключевые моменты истории своей страны, понимать причинно-следственные связи, отделять достоверные факты от сознательных искажений, субъективных суждений и интерпретаций.

   В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования формирование этнокультурной идентичности и толерантного сознания - одно из важнейших направлений учебно-воспитательной работы в школе. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, главной целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Цель изучения истории в основной школе в редакции примерной программы - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.

Задачи изучения истории в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах и сферах развития человечества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

- развитие способности учащихся анализировать  информацию в источниках о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

       Содержание учебного предмета «История» в основной школе отражено в единой Примерной программе по истории для 5-9 классов в виде двух курсов: «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

В соответствии с требованиями историко – культурного стандарта рекомендуется в курсе Отечественной истории в общеобразовательных организациях преподавать историю России как историю крупнейшей многонациональной, поликультурной и поликонфессиональной страны, делая акцент на положительном опыте взаимодействия культур и религий, созидательном характере политических, экономических, социальных и культурных связей между народами Российского государства. Исходя из концептуальных основ стандарта, можно сформулировать следующие рекомендации по реализации концепции преподавания курса «История России»:

 1. Педагог, при формировании ценностных ориентаций у школьников, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности, должен позаботиться о том, чтобы не «мельчить»,  не перегружать учащихся обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

2. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности,   т.е. кем бы ни был ты: мордвин, чуваш, карел или татарин, ты должен помнить, что нас объединяет то, что мы – россияне.

3. Одним из «трудных вопросов» является тема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Старшеклассники должны уметь проводить чёткую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

4. При формировании у школьников чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Одновременно самое пристальное внимание следует уделить освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формированию российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

5. Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. Существенная составляющая отечественного исторического сознания –

мы граждане великой страны с великим прошлым. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории.

Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории следует вести преподавание региональной истории в тесной связи с общероссийской историей, раскрывая сложные процессы из истории единого Российского государства на понятных и близких школьникам примерах из истории родного края.

Предполагается ввести региональный компонент в форме истории различных народов Российского государства в новый учебник по курсу «История» для 11 класса». (Из Резолюции III Всероссийского Съезда учителей истории и обществознания).

Учебный предмет «История» рекомендуется изучать на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (при 34-35 неделях учебного года): в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

  В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов для реализации авторских программ, использования различных форм организации учебного процесса, внедрения современных технологий и т.д.

При планировании школьного исторического образования следует учитывать  начавшийся переход к линейной системе преподавания и процессы синхронизации курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран.

Переход на новую линейную структуру преподавания отечественной истории начался осенью 2015/2016 учебного года с 6 класса. В 2016-2017 учебном году 6 и 7 классы должны быть переведены на новую систему преподавания, предполагающую обновление содержания исторического образования в соответствии с Концепциейединогоучебно-методического комплекса по отечественной истории и историко – культурным стандартом.

 

Рекомендации по организации перехода на линейную систему обучения

6 класс (Старый УМК)

     Учителю необходимо самостоятельно учесть изменение хронологических рамок изучаемого периода истории до конца правления Ивана III (1505). Это означает, что данный период истории изучается в соответствии с новыми требованиями более подробно, чем в старых учебниках. Изучение периода истории, связанного с правлением Василия III (1505-1533) и Ивана Грозного (1533-1584) соответственно переносится в 7 класс.

7 класс

       Необходимо предусмотреть повторение тем, связанных с историческими событиями 1505-1584 гг. (ориентировочно в объеме 10 часов). Чтобы избежать полного повторения ранее изученных тем, уже знакомых школьникам, их внимание необходимо сконцентрировать на темы и сюжеты, предусмотренные историко-культурным стандартом.

Например:

- формирование идентичности россиян в новом цивилизационно-культурном и историческом пространстве в данный исторический период;

- культурологические  аспекты восприятия государства и личности царя;

- особенности народного восприятия власти и важнейших событий;

- историко-культурные сюжеты концепции «Москва – третий Рим»;

-особенности взаимоотношений Ивана IV с ханствами на постордынском пространстве;

- влияние  ордынских элементов на формирование государственности в централизованной России;

- особенности взаимоотношений России со странами Запада;

- взаимоотношения между народами России в XVI веке.

 

8 класс 

      Два пути изучения истории России:

1. Усиление   историко-культурологического подхода, так как это предложено для 7 класса. Основное внимание при этом уделяется осмыслению особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формированию российской идентичности в условиях европеизации.

2.Переход к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века необходимо осуществлять  либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны.

 

9 класс (С 1861 года до начала Первой мировой войны)

        Предлагается усилить культурологические аспекты феномена российской интеллигенции в сопоставлении с интеллектуальной элитой Запада, показу её роли в формировании общественного мнения и протестных настроений, вызревания незападной альтернативы развития страны (славянофилы, теория официальной народности).

 

10 класс

       Возможно не хронологическое, а проблемно-тематическое изучение истории России в 1914-2015 гг. с осмыслением событий ХХ – начала XXI века в значительной исторической ретроспективе. Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта и не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории.

       Согласно Концепции обучение отечественной истории завершается в10 классе. В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники  и какое содержание исторического образования будет реализовываться в11 классе.

На усмотрение учителя истории в 11 классе в переходный период возможны несколько вариантов изучения истории, а также их сочетание:

1. Завершение курса Всеобщей и Истории России с акцентом на события XXI в., подведение обобщающих итогов;

2. Комплексный и синхронизированный курс истории по проблемному принципу, позволяющий осуществить обзорные экскурсы по пройденному ранее материалу, сделав акцент на непосредственные интересы учащихся или наиболее актуальные проблемы современности (например, история миграций, история науки и техники, история спорта и т.д.);

3. Обучение основам источниковедения, философии и теории истории с увеличением самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

4. Интенсивный курс подготовки к сдаче ЕГЭ. Для изучения на углубленном (профильном) уровне предлагается разработать итоговый курс истории с акцентом на теоретические и методологические основы учебного предмета. Содержание курса в этом случае необходимо дополнить историографическими, историко-философскими сюжетами, а процессу обучения придать выраженный личностно - деятельностный характер.

 

Реализация историко - культурного стандарта предполагает изучать историю России с древности до наших дней с 5 по 10 класс по следующей структуре:

 

6 класс           Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству

7 класс           Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству

8 класс           Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи

9 класс           Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.

10 класс         Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг.

10 класс         Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.

10 класс         Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

10 класс         Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

10 класс         Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

11 класс         История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни)

При переходе на новую линейную структуру исторического образования

педагоги могут ориентироваться на следующую схему

Классы

Всеобщая История

История России

5

История Древнего мира (68ч.)

Нет

6

Всеобщая история VIXV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий

(28часов)

История России VIII- XV вв. До создания единого Русского централизованного государства

(РЦГ), до конца правления Ивана III(1505)

(40часов)

7

Всеобщая история XVIXVII вв. От абсолютной монархии  к парламентской монархии

От  абсолютизма  к парламентаризму (28 часов)

 

 

История России XVI-XVII вв.

От начала правления Василия III (1505) до начала правления Петра I

(40часов)

8

Всеобщая история XVIII в.

Эпоха Просвещения

Эпоха промышленного

Переворота

Первые Буржуазные Революции

Великая французская

Революция (28часов)

История России XVIII в.

От начала правления Петра I

до конца правления Павла I (1801)

(40часов)

9

Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28часов).

История России XIX в.

От начала правления Александра 1(1801) до начала первой мировой войны (1914) (74часа)

10

Всеобщая история XX в. (40 часов)

  • История России
  • с1914 –до начала XXI в. (62 часа)

          Предмет «История» состоит из  курсов «История России» и «Всеобщая история», которые на практике изучаются синхронно-параллельно.

При этом следует учитывать, что курс «История России» занимает приоритетное место и должен занимать не менее 60-70 % по объему учебного времени. В классных журналах (6 – 11 класс) отводится одна страница для записи уроков по предмету «История» и выставляется одна четвертная, полугодовая и годовая отметка.

В случае, если преподавание предметов «История России» и «Всеобщая история» осуществлялось раздельно, итоговая оценка по предмету «История» выставляется учителем с учетом приоритетного места курса «История России».

Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения, и являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на уровнях основного общего и среднего общего образования.

Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной части, что обеспечивает успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.  Методические рекомендации по реализации элективных курсов в письме Департамента государственной политики «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 4 марта 2012 г. № 03-413(Приложение  1.)

         Введение элективных курсов, нацеленных на подготовку к сдаче ЕГЭ по предметам на профильном уровне, не допускаются, так как учебные предметы профильного уровня предполагают углубленное изучение этих предметов.

Внеурочная деятельность школьников определяет комплекс различных занятий учащихся воспитательной направленности, отличных от урочных форм обучения, осуществляемых на базе школы и за её пределами в рамках вариативной части базового плана, направленных на достижение новых образовательных результатов, в первую очередь, личностных и метапредметных. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы, продолжительность занятий внеурочной деятельности по направлениям, соответствующим предметной области, и их количество в неделю определяется локальными документами.

Формы организации образовательной деятельности на внеурочных

занятиях могут быть следующими:

- поисковая и исследовательская, творческая деятельность обучающихся

(школьные научные общества, клубы, кружки и т.п.);

- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, что дает большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской, творческой деятельности обучающихся;

- образовательные экспедиции (путешествия) — походы, поездки, экскурсии;

- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях (в том числе

дистанционных), предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает достижение определенных образовательных результатов в рамках данных мероприятий;

- волонтерская и общественно-полезная деятельность, социальная практика,

военно-патриотические объединения, сетевые сообщества.

Формы подведения итогов: выставки, фестивали, соревнования,

конференции, круглые столы, встречи, акции, игры и т.п.

 Примерный перечень объектов для проведения экскурсий по истории.

Исторические и культурные центры городов и поселений (архитектурные комплексы городов и кварталов, дворцов и замков (при возможности)). Место исторических событий, памятники истории и культуры. Воинские мемориалы, памятники боевой славы.

В Республике Крым основой для изучения отечественной и региональной истории являются: Музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея»; Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма - концлагерь Красный в селе Мирное Симферопольского района, Национальный заповедник "Херсонес Таврический"; Евпаторийский краеведческий музей (МБУ); Историко-археологический музей-заповедник «Неаполь Скифский» (ГБУ РК); Крымский этнографический музей (ГБУ РК); Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (ГБУ РК), который включает в себя 138 памятников истории, архитектуры и археологии, в том числе всемирно известный Ханский дворец в г. Бахчисарай, «пещерные города» Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Качи-Кальон и историко-археологический квартал Салачик; Симферопольский Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия (ГБУ РК); «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник» (ГБУ РК) с экспозицией «Романовы. Моя история»; Феодосийский музей древностей (МБУК); Центральный музей Тавриды (ГБУ РК) и много других  объектов историко –культурного наследия.

    Учителя истории традиционно проводят учебные занятия и воспитательные мероприятия «Мы вместе», посвященные истории Крыма. При этом рекомендуется использовать следующие материалы:

  • Обращение Президента Российской Федерации В. В. Путина к Совету Федерации 18 марта 2014 года;
  • Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»:
  • Волобуев, О. В. Крым. 1944-2014 годы : непредсказуемые пути истории /

О.В. Волобуев // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 6.

  • Исаев, А. В. Освобождение Крыма в 1944 году / А. В. Исаева // Преподавание истории в школе.-2014.-№ 6.
  • Кочегаров. К. А. Крым в истории России: метод, пос. / К. А. Кочегаров. - М. : Русское слово, 2014.
  • Крым и Севастополь: их историческое значение для России - 1111р://минобрнауки.рф/пресс-цептр/4140.
  • Сидоренко, Н. А. Хозяйственно-культурная составляющая миграций населения в Крым в 1940 - 1950-е годы / Н. А. Сидоренко // Преподавание истории в школе. - 2015. -№ 2. - С. 69-71.
  • Шапорина, О. II. Крымский регион в школьных учебниках отечественной истории XX века/ О. Н. Шапорина// Преподавание истории в школе. -2014. -№ 6.

 

При выборе учебников по истории для основной школы рекомендуетсяиспользовать те, которые относятся к одной линии издательства, отвечают

требованиям Концепции нового УМК по отечественной истории и ИКС (УМК  издательства «Дрофа» (6-10 кл.), «Просвещение» (6-11 кл),

УМК издательства «Русское слово» (6-9 класс)).

Для переходного периода в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 года № 08-548 «О федеральном перечне учебников» «…организации, осуществляющие

образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение 5 лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях на 2013-2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067. Федеральные перечни учебников размещены на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru.

Выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

 

В 2016/2017 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей истории рекомендуется:

  • принять участие в общественно-профессиональном обсуждении (экспертизе) концепции учебно-методического комплекса по всемирной истории;
  • организовать учебно-воспитательную работу, посвященную знаменательным событиям отечественной и всемирной истории.
  • проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по истории в 2015/2016 учебного года и определить меры по улучшению качества исторической подготовки учащихся.

При реализации внеурочной деятельности и воспитательной работы по учебному предмету «История» следует также уделить внимание памятным датам отечественной и всемирной истории.

В 2016/2017 учебном году исполняется 250 лет со дня рождения знаменитого историка, литератора публициста, критика И. М. Карамзина, 1000 лет с начала княжения Ярослава Мудрого (1016 г.), а также 555 лет с начала правления Ивана III (1462 г.), 20 лет первым выборам президента Российской Федерации (1996 г.). Обращение к данным этапам формирования российской государственности важно для формирования политической культуры учащихся. В этой связи для формирования ориентиров гражданской и социальной самоидентификации в процессе овладения знаниями об основных этапах развития российского государства и общества, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира, стоит отметить следующие юбилеи: 110 лет с завершения Первой русской революции (июль 1907 г.), 100 лет с начала Февральской революции. Падение монархии (февраль 1917 г.), 60 лет XX Съезд КПСС. Разоблачение культа личности Сталина (1956 г.). Также отмечается 110 лет со дня первого заседания Государственной Думы Российской империи, что, с учетом выборов в сентябре 2016 г. депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва, имеет особую актуальность для формирования представления о политическом устройстве Российской Федерации. В текущем учебном году отмечается юбилей таких событий, как 775 лет Ледовому побоищу (1242 г.), 205 лет Бородинскому сражению (1812 г.), 100 лет «Брусиловскому прорыву» (май 1916), 75 лет с начала Битвы за Москву, а также параду на Красной площади (ноябрь 1941 г.). Эти героические даты важны для воспитания обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

  Необходимость формирования знаний о всемирно-историческом развитии человечества, приведшем к современному состоянию мира, позволяет уделить внимание юбилейным датам таких важнейших событий мировой истории, как: 2350 лет с начала похода Александра Македонского на Восток (334 г. до н.э.) и складывания уникальной эллинистической культуры, 240 лет с принятия Декларации независимости США (1776 г.), в которой впервые прозвучали идеи Века Просвещения, формирование современных европейских государств - 310 лет с образования Великобритании (1707 г.), 155 и 145 лет с момента появления единых Италии (1861 г.) и Германии (1871 г.), являющихся одними из ключевых партнеров нашей страны на мировой арене. При этом особое внимание при изучении всемирной истории необходимо уделить месту и роли России во всемирно-историческом процессе, поэтому актуально осветить вклад нашей страны при праздновании 75-летия с подписания Декларации объединенных наций (январь 1942 г.), 65-летия заключения Сан-Францисского мирного договора (сентябрь 1951 г.), 55-летия Карибского кризиса (1962 г.).

  • Для формирования представления о вкладе России в сокровищницу мировой культуры важны следующие памятные даты: 900 лет с создания Повести временных лет (1116 г.), 150 лет с учреждения Московской консерватории (1866 г.), 60 лет с запуска первого искусственного спутника (октябрь 1957 г.). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 07 октября 2015 г. № 503 в целях привлечения внимания общества к российскому кинематографу 2016 год в Российской Федерации объявлен Годом российского кино.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно – правовые документы по обеспечению школьного исторического образования.

 

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 года № 273
  • Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 1 июня 2012 г. N 761
  • Указ Президента РФ от 07.12.2015 N 607 "О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности"
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы"
  • Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 (в ред. от 7 октября 2013 г.) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы"
  • "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, патриотическое воспитание
  • Концепция модернизации образования одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Приказ Минобрнауки РФ N 393 от  11.02.2002
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Документ изменен приказом №1644 от 29.12.2014
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Наименование в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года)  Документ изменен приказом №1645 от 29.12.2014
  • Приказ Министерства образования РФ от 24 января 2012 года №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5марта 2004 года №1089»
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 г.;Примерная основная образовательная программа среднего общего образования(в разработке) http://fgosreestr.ru/
  • Письмо МинобрнаукиРоссии от 2 февраля 2015 г. № НТ-136/08 «Офедеральном перечне учебников».

 

Информация о федеральных  и региональных нормативных документах  находится на сайтах: http://mon.gov.ru/  -  Министерство образования  и науки Российской Федерации

http://www.school.edu.ru  - Российский общеобразовательный портал

 

Ссылки для скачивания видео-лекций методистов и  членов авторского коллективаУМК История России под ред. А.В. Торкунова

издательства «Просвещение»,

по тематике «Трудных вопросов истории России»

 

  1. https://cloud.mail.ru/public/6Yy1/fLSLkmFxJ− Стефанович П.С. «Древнерусское государство»  Часть 1
  2. https://cloud.mail.ru/public/33fs/vn1gCpods−Стефанович П.С. «Древнерусское государство» часть 2
  3. https://cloud.mail.ru/public/6fmr/Zfd3cP3Rt−Курукин И.В. «Монгольское нашествие»  часть 1
  4. https://cloud.mail.ru/public/BGRn/CHLQcDLcd−Курукин И.В. «Монгольское нашествие»  часть 2
  5. https://cloud.mail.ru/public/5XfG/wDosKZ72i−Курукин И.В. «Попытки ограничения власти в эпоху смуты и дворцовых переворотов»
  6. https://cloud.mail.ru/public/CYTD/8LebFNKQf−Курукин И.В. «Причины, последствия и цена преобразований Петра 1»
  7. https://cloud.mail.ru/public/HzLg/RUiP3MAXw−Данилов А.А. «Трудные вопросы истории России, 19 век»
  8. https://cloud.mail.ru/public/C96F/2dETzYrF1− Бакаляр Е.Е. «Великая Российская революция» часть 1
  9. https://cloud.mail.ru/public/M7R9/38jQLZBdf−Бакаляр Е.Е. «Великая Российская революция» часть 2
  10. https://cloud.mail.ru/public/AJ2G/gEGoaoWaT−Данилов А.А. «Характер национальной политики большевиков и ее оценка»
  11. https://cloud.mail.ru/public/N3y3/Vhrc7HcuF−Хлевнюк О.В. «Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры И.В. Сталина»

 

 

 

Материалы для скачивания

 

 

Интернет - ресурсы и полезные ссылки

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: историк
Просмотров: 101 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar