MENU
Главная » Файлы » Мои файлы

Преподавание предмета «Обществознание» в 2016-2017 учебном году.
18.09.2016, 14:36

Преподавание предмета «Обществознание»

 

      Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации. Она составляется в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089) с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

  По своей структуре и содержанию рабочая программа учебного предмета «Обществознание», представляет собой документ, составленный с учетом:

  • требований федерального компонента государственных образовательных стандартов по обществознанию (обязательного минимума содержания образования по учебному предмету «Обществознание»; требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию);
  • максимального объема учебного материала для учащихся;
  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательной организации для реализации учебного предмета «Обществознание» в каждом классе;
  • познавательных интересов учащихся;
  • целей и задач образовательной программы образовательной организации;
  • выбора образовательной организацией учебно-методического комплекта.

Структура рабочей программы учебного предмета, утверждается локальным нормативным актом образовательной организации.

Обращаем Ваше внимание, что на заседании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2016г. (протокол заседания № НТ-19/08ПР) было принято решение о подготовке приказа о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников для обеспечения учебниками и учебно-методическими пособиями всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Отмечаем, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016г .№38 организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу выше указанного приказа и удаленные из федерального перечня на его основании.

Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в действующий федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу настоящего приказа.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях наряду с печатными используются электронные учебные издания. Требования к электронным изданиям определены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013г. № 1047 (в ред. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. № 1559, от 14.08.2015 г. № 825) «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Использование электронных форм учебников (учебных изданий) обусловлено следующими преимуществами:

  1. обеспечивает быстрый поиск нужной информации по запросу;
  2. позволяет создавать индивидуальные траектории освоения информации, представленной в виде гипертекста;
  3. способствует концентрации внимания учащихся на изучаемом материале с помощью мультимедийных функций;
  4. предоставляет возможность организовать интерактивное моделирование, в том числе создание объемных моделей и проведение виртуальных экспериментов;
  5. помогает учащимся провести самопроверку и самооценку уровня достижения планируемых результатов, в том числе в игровой форме.

Для осуществления правильного выбора необходимо знать особенности электронных форм учебников и отличать их от электронных версий учебников, представленных в формате РОР. Электронная форма представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. № 1559).

Электронная форма учебника (ЭФУ) содержит:

педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);

  • средства контроля и самоконтроля.

Электронная форма учебника:

  • представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательной деятельности;
  • может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;
  • должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное).

О возможностях приобретения электронных форм учебников говорится в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015 г. № НТ- 136/08 «О федеральном перечне учебников»:

  1. «...использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений»;
  2. «...одновременно с учебником в бумажной форме может быть приобретена электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника».

      В связи с исключительной важностью предмета «Обществознание», который наряду с историей является гражданоформирующей дисциплиной, на уроках обществознания необходимо обратить особое внимание на воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, правового сознания, гордости за историю и культуру Республики Крым, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституциях Российской Федерации и Республики Крым. При изучении предмета «Обществознание» необходимо учитывать также национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Крым и образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).

Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой образовательной организацией образовательной программой.

При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом. В календарно-тематическое планирование по предмету «Обществознание» рекомендуется включить проведение учебных занятий по следующим темам: «Взаимодействие природы и общества в условиях Республики Крым. Экологические и демографические проблемы Республики Крым», «Достижения и проблемы культуры Республики Крым», «Этнические области, национальная политика в регионе, современной России», «Экономика в Республике Крым», «Человек на рынке труда. Рынок труда в Республике Крым», «Состояние правовой культуры в Республике Крым», «Правосудие в Республике Крым».

           Существующая структура изучения обществознания в школе включает преподавание курса обществознания в основной школе, которое является составной частью обществоведческой подготовки учащихся. Изучение обществознания в 6 - 7 классах ориентировано, прежде всего, на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ в жизни общества. В 5-х классах в Республике Крым возможно преподавание   обществознания в виде элективного курса с использованием учебника «Обществознание» 5 класс под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. , издательство "Просвещение".

Курс основной школы представляет собой относительно завершенную систему знаний. Он дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знаниях прикладного характера, необходимых для выполнения социальных ролей. Целый ряд теоретических предположений изучаются на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые рассматриваются уже на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях.

В классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющей обществоведческого образования отразилось в заметном превышении их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания.

Необходимо обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня, где помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных обществоведческих науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного явления, о типичных профессиях специально-гуманитарного профиля, а так же об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности.

       В рамках реализации практической части рекомендуется применение различных форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся; использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинги, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов), особое значение имеют педагогические приемы и методики в подготовке к единому государственному экзамену.

      Как показывает практика, влияние ЕГЭ на процесс преподавания предмета в школе очень велико. Это проявляется, в частности, во все большем отказе от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в использовании проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развитии практических умений учащихся, опоре на опыт их социальных отношений.

        Разнообразие типов, разновидностей и моделей заданий, требований, предъявляемых к экзаменуемым, предполагает, что для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию на максимально возможный балл необходимы знания по восьми содержательным линиям курса и комплекс специальных умений для осуществления познавательной деятельности. В том числе сравнение отдельных социальных объектов, решение проблемных задач, анализ и интерпретация оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений.

      Реализация требований, выдвигаемых ЕГЭ, возможна лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса. Это могут быть как занятия на уроках обществознания, так и дополнительные занятия по предмету по подготовке к ЕГЭ. В любом случае эти занятия предполагают овладение предметным содержанием, умениями, способами учебной познавательной деятельности.

Для проведения всех этапов Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, организации подготовки учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях по предмету рекомендуется использовать пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Пять колец» (три выпуска), а также Интернет-ресурсы – федеральный портал российских олимпиад школьников. Пособия содержат характеристику типов олимпиадных заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по обществознанию с ответами и комментариями. При подготовке заданий учтены принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который внедряется в образовательные учреждения Российской Федерации. Рекомендуется ознакомиться с изданием Р.В. Пазина «Обществознание» (Сборник олимпиадных за-даний школьного и муниципального этапов. – Ростов-на-Дону, «Легион», 2012).

          В 2016/2017 учебном году продолжается изучение курса по выбору «Основы православной культуры Крыма» в 1-11-х классах за счет часов регионального и школьного компонента, а также в виде кружковой работы. Действующими являются следующие программы: «Основы православной культуры Крыма.(8-11 классы)» (авторы Т.И.Титова, А.В.Якушечкин), «Основы православной культуры Крыма .5-7 классы.»(автор И.А.Анюхина), «Основы православной культуры Крыма. Второй год обучения»(автор В.В.Сухоребров), «Основы православной культуры Крыма. Начальная школа.»(автор Л.В.Наумова). Кроме того, в образовательных организациях Республики Крым за счет часов регионального и школьного компонентов будет преподаваться курс по выбору «Основы исламской культуры Крыма» в соответствии с программой авторов М.А.Хайруддинова и Л.А.Рустемовой

 

Рекомендации по изучению наиболее сложных тем учебного предмета «Обществознание»

В соответствии с письмом от 02.06.2015 г. № 08-802 Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации в примерной основной образовательной программе основного общего образования в рабочей программе учебного предмета «Обществознание» по предложению Центрального Банка Российской Федерации изменен раздел по изучению финансовой грамотности. При участии Центрального Банка Российской Федерации был разработан учебно-методический комплект для 9 класса «Основы финансовой грамотности» за авторством А. П. Горяева и В.В. Чумаченко, планируется повышение квалификации учителей обществознания.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9 и 10 классов по учебному предмету «Обществознание» позволяет выявить трудные для освоения разделы. Он показывает, что наиболее низкие результаты наблюдаются в освоении учебного материала по следующим темам: «Институты духовной культуры», «Этапы познания», «Уровни научного познания», «Тенденции развития образования в современном мире», «Юридическая ответственность». Кроме того, следует обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста или диаграммы (таблицы). Специальной работы при обучении обществознанию в основной школе требует развитие умения составлять план фрагмента текста. Формировать это умение следует с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. Кроме того, необходимо уделять больше внимания методике формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Как и в предыдущие годы, выявлены очевидные проблемы в социализации выпускников как граждан Российской Федерации, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни.

 В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов курса обществознания, зафиксированных в нормативных документах, определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать, помимо основного, один-два дополнительных учебника из федерального перечня, рабочие тетради, практикумы, сборники КИМов. Из-за изменений структуры КИМов необходимо отказаться от использования типовых вариантов ЕГЭ прошлых лет.

 

 

                     РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу образовательной организации, которая определяет содержание образования. Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 в редакции от 24 ноября 2015 г.).

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, гражданской активной позиции в общественной жизни. В связи с этим целесообразно во внеурочной деятельности обращаться к памятным датам из истории России.

В 2017 г. исполняется 520 лет Российскому гербу, к данной теме уместно обращаться при изучении темы «Государственные символы России». В 2016 г. исполняется 110 лет со дня первого заседания Государственной Думы Российской империи, в сентябре 2016 г. пройдут выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва. Обращение к данным событиям крайне важно для формирования политической культуры учащихся, актуализации их знаний о современном политическом устройстве Российской Федерации. В 2017 г. исполняется 700 лет российскому рублю, изучение истории становления и развития национальной валюты способствует формированию умения учащихся характеризовать функцию денег и их роль в экономике.

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.

При проектировании внеурочной деятельности для педагогов полезным будет использование пособий:

  1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2014. - 177 с.
  2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе : пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с.
  3. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 96 с.
  4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2014. - 224 с.
  5. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования : методическое пособие / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. — Москва : Русское слово, 2015. - 296 с.

Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы- составители: 10. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. — М : Просвещение, 2013. — 96 с.

 

 

Методические рекомендации и материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену по обществознанию представлены в следующих публикациях:

  • ЕГЭ - 2016. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М. : Национальное образование, 2016. - 480 с. - (ФИПИ — школе).
  • Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задаиия повышенной сложности / авт.-сост. С. А. Фомина. - Волгоград : Учитель,
  1. -207 с.
  • Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие /

О.А. Чернышева. - Ростов н/Д : Легион, 2013. - 93 с.

-  Собкин, В. С. Социология образования: единый государственный экзамен в контексте педагогической деятельности / В. С. Собкин,

Д. В.Адамчук // ПИОШ, 2015-№2.-С.       49-56.

  • Белянкова, Е. И. Обществоведческое эссе: типичные ошибки и пути их преодоления / Е. И. Белянкова // ПИШ, 2015. - № 9. - С. 53-57.

 

При подготовке учащихся к сдаче ГВЭ-9 и ГВЭ-11 необходимо использовать методические рекомендации, размещенные на сайте ФИПИ (http://fipi.ru/oge-i-gve- 9^уе-9 и http://fipi.ru/ege-i-gve-l 1^уе-11).

 

 

 

  •  

 

 

 

Методисты                                    С.К.Пиковая

                                                       И.А.Пашковский

 

Категория: Мои файлы | Добавил: историк
Просмотров: 48 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar