Главная » Статьи » Задания для обучающихся |
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС. 2016/2017 уч. год
Время выполнения – 90 минут.
Шифр _________________
1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответы внесите в таблицу в бланке работы. Всего 10 баллов 1.1 Две подруги любят разную музыку и часто спорят о вкусах, но, собравшись на вечеринке, решили слушать любимые группы по очереди. Это пример 1.2 Какой из перечисленных примеров отражает эксперимент как метод научного познания? 1.3 В условиях рыночной экономики государство 1.4 Примером межличностных отношений является: 1.5 В законах вавилонского царя Хаммурапи сказано: «Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб». Эта норма является примером принципа: 1.6 В случае нарушения прав человека государство обеспечивает возможность судебной защиты, а также право: 1.7 Правила или привычки, действующие в больших группах людей, одобряемые и поддерживаемые обществом а) церемония; б) ритуал; в) обычай; г) обряд. 1.8 Социальные нормы а) регулируют поведение людей; б) закреплены в соответствующих законах; в) являются « неписанными» правилами поведения; г) поддерживаются государственным принуждением, 1.9 Если действие правила общественной жизни определяется обычаями людей, то речь идет о а) неформальных нормах; б) формальных нормах; в) нормах-ожиданиях; г) запрещающих нормах.
1.10 На определение цели в деятельности людей влияют а) результаты деятельности; б) необходимые средства; в) потребности человека; г) оценки людей.
Ответ:
2. Выберите НЕСКОЛЬКО верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу. Всего баллов 8. 2.1. Выберите из приведённого списка отличительные черты малой социальной группы. 2.2 Выберите из перечисленного характерные черты искусства. 2.3 Для индустриального общества характерны следующие признаки: 2.4 Найдите проявления межличностного конфликта:
Ответ:
3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. Всего 4 балла 3.1 Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Ответ: ________________________________________________________________________________________
3.2 Анализ, синтез, обобщение, дедукция. Ответ: ________________________________________________________________________________________
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Всего баллов 6. 3 балла за верный ответ (2 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего) 4.1 Студенчество, крестьянство, мещанство, купечество, духовенство, дворянство. Ответ: _________________________________________________________________________________________ 4.2. Радость, познание, тревога, страх. Ответ: _________________________________________________________________________________________
5. Заполните пропуски в ряду. Всего 6 баллов. 5.1 Буддизм - Трипитака; иудаизм - Тора; ислам - ____________________________________________________ 5.2 Награждение грамотой за победу в конкурсе – формальная позитивная санкция; аплодисменты после выступления на концерте художественной самодеятельности – неформальная позитивная санкция; наложение штрафа за нарушение правил дорожного движения – __________________________________________________ 5.3 Переезд на постоянное место жительство в другой город – гражданское право; выступление на митинге – политическое право; участие в выставке современного искусства - ______________________________________
6. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух обществоведческих понятий. Назовите эти понятия. Всего баллов 6. По 3 балла за вопрос (2 балла – за понятие, 1 балл – правильное составление понятия). 1) внутренний , и, поведение, мысли, человек, его, контролер ,стремления. 2) окружающего, форма, преобразование, специфическая, целесообразное, для человека, активности, направленная, на, мира. Ответ: 1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны! Одно слово может быть использовано только один раз. Всего 10 баллов.
8. Установите соответствие между социальными фактами и типами правоотношений. Ответы внесите в таблицу в бланке работы Всего баллов 4.
Ответ:
9. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Всего 21 балл. В младшем подростковом возрасте неформальные группы обычно состоят только из мальчиков или только из девочек, а в среднем и старшем – носят смешанный характер. По своей функции неформальные группы тесно связаны с подростковой субкультурой, включающей в себя такие компоненты, другие, чем у взрослых, способы общения и манеры поведения, обостренное чувство групповой общности и солидарности, специфическое понятие о вкусах, моде, внешнем виде, языке и т.д. Подросток, с одной стороны, всегда хочет быть оригинальным, «современным», с другой – он раб штампов и стандартов. Так, своеобразный внешний вид, следование моде в старшем подростковом возрасте являются одновременно средством самовыражения, принадлежности (выглядеть «своим»), идентификации (выглядеть «как все») и средством приобретения авторитета в своей среде. То же можно сказать относительно подросткового словотворчества (молодежный жаргон). Взрослыми оно воспринимается как коверканье языка, однако молодежный жаргон выполняет и важные коммуникативные функции, служит средством отличия «своих» от «посторонних», барьером для взрослых на пути к проникновению во внутренний мир и групповые интересы подростков. Взрослым чаще всего бывает трудно понять, почему интеллектуально развитые подростки придают такое большое значение фирменным штанам, длинным волосам, сознательно коверкают язык и т.п. Дело тут не только в разных вкусах отцов и детей. Главное в том, что подростки хотят отличаться от старших. В фирменных джинсах и своеобразной прическе они видят символ своей индивидуальности. Следует отметить, что и у взрослых также нередко выражено желание привлечь к себе внимание, но у них для этого гораздо больше возможностей, например общественное положение, профессиональные достижения, в крайнем случае – внушительный кабинет, престижный автомобиль, коттедж. Вопросы: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2038 | |
Всего комментариев: 0 | |